В предыдущих исследованиях было показано, что мышиные эмбриональные предшественники ГАМК-интернейронов, полученные из медиального ганглионарного бугорка (МГБ), приживляются в головном мозге взрослых особей и включаются в нейронную сеть [6,7]. Подобный подход показал
Механизмы возникновения НБ вплоть до настоящего времени полностью не изучены. Однако известно, что в патогенезе значительную роль играет дефицит функции торможения нейронной сети задних рогов спинного мозга и, в частности, ГАМК-интернейронов [5]. Недостаточность торможения чувствительных волокон приводит не только к возникновению спонтанных болей, но и к сверхвозбудимости, которая проявляется в виде механической гиперчувствительности (аллодиния) и высокой степени выраженности болевых ощущений (гипералгезия). Так, например, частичное повреждение седалищного нерва у крыс приводит к снижению уровня высвобождаемой ГАМК (гамма-аминомаслянная кислота) в спинном мозге и подавлению экспрессии ГАМК-синтезирующего фермента, декарбоксилазы глутаминовой кислоты [5]. Как следствие, это приводит к недостаточности функции торможения в дорсальных рогах спинного мозга. Тем не менее, конкретный механизм этого явления остается неизвестным.
НБ является серьезной проблемой современного здравоохранения. Согласно эпидемиологическим исследованиям, НБ возникает у 7-8% европейцев [2-3], причем у большинства из них она носит тяжелый характер. Для лечения НБ используются фармакологические и нефармакологические подходы. В качестве фармакологических агентов применяются трициклические антидепрессанты (нортриптилин), ингибиторы обратного захвата серотонина/норадреналина (дулоксетин, венлафаксин), антиконвульсанты (прегабалин, габапентин), лидокаин (местно), опиоидные анальгетики. Тем не менее, НБ очень трудно поддается лечению и только лишь у 40-60% больных удается достичь частичного клинического ответа [4].
Ноцицептивная боль является важным механизмом «раннего предупреждения», который позволяет выявить потенциально опасные стимулы. Это ощущение опосредуется расположенными на периферии первичными сенсорными нейронами с высоким порогом возбуждения, ноцирецепторами, которые передают информацию в ЦНС через специализированные ноцицептивные пути в спинном мозге (см. рис.). При повреждении тканей или воспалении в нервной системе возникают обратимые адаптивные изменения, которые приводят к снижению порога болевой чувствительности. Эти изменения рассматриваются как защитный механизм, обеспечивающий необходимые условия для благополучного заживления тканей. В противоположность, нейропатическая боль (НБ) возникает при поражении периферической или центральной нервной системы, при этом болевые ощущения могут возникать вне связи с раздражением рецепторного аппарата. Формирующиеся изменения в болевой чувствительности, как правило, устойчивы и носят патологический характер. Порог болевой чувствительности может становиться очень низким. При этом даже безобидные воздействия могут сопровождаться сильными болевыми ощущениями, а длительность и амплитуда раздражения на типичные болевые стимулы значительно возрастает. Поскольку у многих пациентов изменения в болевой чувствительности носят необратимый характер, в настоящее время НБ рассматривается как автономное патологическое состояние нервной системы [1].
Купирование нейропатического болевого синдрома при трансплантации эмбриональных клеток-предшественниц ГАМК-интернейронов в задние рога спинного мозга взрослых мышей.
Президент общества генной и клеточной терапии Нидерландов
Купирование нейропатического болевого синдрома при трансплантации эмбриональных клеток-предшественниц ГАМК-интернейронов в задние рога спинного мозга взрослых мышей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий